Что посмотреть в Лувре? Главные шедевры музея

Помню свой первый раз в Лувре — я чуть не потеряла сознание! И не от кондиционеров, хотя летом они там работают на полную мощность, а от культурного шока. Представьте: вы стоите в очереди битый час, жаритесь на солнышке, а потом попадаете в этот гигантский лабиринт искусства, где буквально каждый поворот — новая эпоха. Ноги гудят, голова кружится от избытка впечатлений, и хочется одновременно везде и нигде.
А главное — не повторяйте моей ошибки и не пытайтесь осмотреть весь музей за один заход. Это физически невозможно, если только вы не Флэш из комиксов.
Немного истории и цифр для ориентира
Лувр изначально был крепостью — представляете? Обычной средневековой твердыней, которую построил Филипп II в конце XII века. Потом короли решили: «А чего мы в крепости-то живём? Давайте дворец забабахаем!» И понеслось. Каждый монарх считал своим долгом что-нибудь пристроить к Лувру, и сейчас это огромный комплекс площадью около 160 000 кв. метров. На полный осмотр экспозиции по расчётам специалистов нужно примерно 9 дней, если смотреть на каждый экспонат всего по 30 секунд. Девять! Дней!
В коллекции музея около 35 000 произведений искусства, от древнеегипетских артефактов до шедевров XIX века. И это только то, что выставлено — в запасниках хранится ещё примерно 460 000 предметов. Чистое безумие, правда?
Мона Лиза: королева селфи
Едва ли найдётся человек, который не слышал о Моне Лизе. Картина эта — настоящая звезда, окружённая толпой поклонников. Добраться до неё — отдельный квест. Зал, где висит Джоконда, всегда забит до отказа, все с телефонами наготове, пытаются сделать фото на фоне этой небольшой картины за защитным стеклом.
Но вот что забавно: когда добираешься до неё, часто накатывает легкое разочарование. «И это всё?» — думаешь ты. Картина размером 77 на 53 см, за пуленепробиваемым стеклом, с которого отражаются вспышки сотен телефонов… Мой совет: отойдите в сторонку, переведите дух и попробуйте просто посмотреть на неё с расстояния. Фокус в том, что глаза Моны Лизы действительно будто следят за вами — это не миф. Загадочная улыбка, едва различимая, но такая выразительная… Леонардо был тем ещё кудесником.
Забавный факт: когда в 1911 году Мону Лизу украли из Лувра, на допрос вызвали даже Пикассо! Представляете? Великий кубист как похититель Джоконды — комичнее сюжета не придумаешь. Конечно, он оказался ни при чём.
Венера Милосская: богиня без рук, но с характером
Ох, эта женщина… Даже без рук умудрилась покорить мир! Венера Милосская — это не просто кусок мрамора, а символ женской красоты на все времена. Её нашли в 1820 году на острове Милос (отсюда и название), и с тех пор идут яростные споры: что же она держала в руках до того, как их потеряла?
Когда будете в Лувре, обратите внимание на её позу. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, отчего бёдра слегка изогнуты — этот приём, изобретённый древнегреческими скульпторами, называется «контрапост». Он придаёт статуе живость и динамику.
А ещё обойдите Венеру со всех сторон. Знаете, в чём секрет её притягательности? Скульптура рассчитана на круговой обзор, с каждой стороны она раскрывается по-новому. И при этом — ни одного идеально прямого угла или симметричной линии. Всё чуть-чуть асимметрично, как у живых людей.
Ника Самофракийская: полёт сквозь тысячелетия
Если Венера олицетворяет красоту, то Ника Самофракийская — это воплощение движения и победы. Расположена она в одном из самых эффектных мест музея — на площадке величественной лестницы Дару. Когда поднимаешься по ступеням и видишь, как она вырастает перед тобой — дух захватывает!Важная деталь для правильного впечатления:
Подниматься нужно именно снизу вверх. Многие туристы спускаются к ней, и эффект не тот. Скульптура изображает богиню победы Нику, приземляющуюся на нос корабля. Её одежды развеваются на ветру, создавая ощущение полёта. И всё это вырезано из мрамора — материала, который совершенно не ассоциируется с лёгкостью!
У меня от неё всегда мурашки по коже. Представьте: древний мастер около 190 года до н.э. высек из камня это чудо, а мы до сих пор смотрим, раскрыв рты. Ни голова, ни руки до нас не дошли, но даже в таком состоянии она прекрасна.
То, что часто пропускают, но зря!
Когда все бегут к Моне Лизе, умные путешественники направляются в другую сторону. Например, к «Свободе, ведущей народ» Делакруа. Эта картина — настоящий символ Франции. На ней изображена июльская революция 1830 года: полуобнажённая женщина с флагом в руке ведёт повстанцев на баррикады. От полотна так и веет революционным духом — не зря этот образ использовали даже в попкультуре, например, на обложке альбома Coldplay.
Ещё одна жемчужина — «Плот «Медузы»» Жерико. Жуткая история: в 1816 году французский фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 150 человек спасались на наспех сколоченном плоту. Через 13 дней в живых осталось только 15 человек. Картина изображает момент, когда выжившие замечают на горизонте корабль-спасатель. Такая мощь в этом полотне, такая драма!
Секреты комфортного посещения
Теперь к практической стороне вопроса. Лувр открыт ежедневно, кроме вторника и некоторых праздников. Лайфхак для тех, кто не выносит толпы: приходите либо рано утром, к открытию, либо в среду или пятницу вечером, когда музей работает до 21:45. Вечерние часы — это просто сказка, народу меньше, а освещение придаёт всему какую-то особую, таинственную атмосферу.
И ради всего святого, не пытайтесь осмотреть весь Лувр за один раз! Выберите 5-7 шедевров, которые хотите увидеть обязательно, отметьте их на плане и идите целенаправленно. Иначе вы просто упадёте от усталости где-нибудь между древнеегипетским и месопотамским отделами, и вас, чего доброго, примут за новый экспонат.
Кстати, о планах — на официальном сайте можно скачать схему музея заранее. Обязательно сделайте это, иначе будете блуждать, как я в свой первый раз, когда случайно три раза вернулась в один и тот же зал с этрусскими вазами.
Не только искусство
А знаете, что меня всегда поражает в Лувре, кроме экспонатов? Сам дворец. Потолки, лестницы, оформление залов — это же отдельное произведение искусства! Особенно Галерея Аполлона с её роскошным плафоном. Кстати, там хранятся французские королевские регалии и знаменитый бриллиант «Регент» — один из крупнейших бриллиантов в мире.
Если проголодаетесь — в Лувре есть несколько кафе. Цены, конечно, кусаются, но вид на двор Наполеона с пирамидой компенсирует расходы. А если погода хорошая, можно устроить пикник в саду Тюильри, который примыкает к музею. Французы обожают расстилать пледы прямо на газонах и перекусывать багетом с сыром.
Напоследок скажу: Лувр — это не просто музей, это целый мир. И как в любом мире, здесь можно найти что-то своё, что-то, что отзовётся именно в вашей душе. Может, это будет не Мона Лиза, а какая-нибудь малоизвестная картина или скульптура, от которой вы не сможете оторваться. И это нормально! Искусство тем и хорошо, что у каждого с ним свои отношения.
А сейчас, кстати, у меня самолёт в Рим через три дня. Там, говорят, в музеях тоже есть на что посмотреть. Но это уже совсем другая история…